Всю весну деловое сообщество могло заниматься обсуждением проектов документов, которые должны упростить условия ведения бизнеса в Беларуси, стимулировать деловую активность, исключить излишние требования к субъектам хозяйствования, усовершенствовать контрольно-надзорную деятельность.
Проекты были открыты в свободном доступе, любой желающий смог с ними ознакомиться и подать свои предложения. Обсуждение шло в различных форматах. Одним из них стала встреча 4 мая представителей Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Департамента по предпринимательству Минэкономики и Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимательства с солигорскими бизнесменами в офисе компании «ЭНЕРГИЯ».
Попытки «раскрепостить» бизнес предпринимались в Беларуси неоднократно. Но почему-то эти «оттепели» регулярно сменялись периодами «закручивания гаек». Тем не менее бизнес-союзы с энтузиазмом участвуют в обсуждении пакета очередных поблажек.
Например, в БСПН поступило 184 предложения о внесении изменений в 96 нормативных актов, сообщила сопредседатель Правления, директор союза Жанна Тарасевич. Но это не предел – БСПН намерен успеть до 12 мая дополнительно представить предложения по обсуждаемому проекту Декрета Президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Предстоит еще изучить некоторые аспекты и сформулировать конкретные предложения, чтобы внести поправки в нормативные акты.
При этом в регионах есть немало проблем, не видных из столицы, которые заслуживают внимания, обсуждения и ждут своего решения. Есть такие проблемы и у солигорских предпринимателей, хотя, вероятно, их коллеги в других районах могли бы сказать то же самое. Ведь у всех накопилось множество претензий и обид из-за требований лицензирования, санитарно-гигиенических правил и технических регламентов, аттестации и сертификации, налогообложения, проверок, штрафных санкций, регистрации и ликвидации компаний.
«Мы понимаем: чтобы изменить деловой климат в стране, одним декретом не обойдешься, нужны изменения в сотни документов, – признал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Александр Калиновский. – Поэтому сегодня редкая возможность – направить свои предложения. Не просто защитить внутренний рынок от того или другого (перечнями), а как экономическими мерами защитить, чтобы было выгоднее торговать белорусским товаром».
«По проекту Декрета Президента: собрали предложения. На мой взгляд, он с каждой редакцией выхолащивается и выхолащивается, – отметил председатель Республиканского клуба директоров, генеральный директор ЗАО «Вилия» Лев Карпач. – Но самое лучшее в нем – он впервые вывешен на всеобщее обсуждение».
Приветствуя снятие барьеров, бизнес хочет, чтобы государство обеспечило равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке. Ведь уже сегодня в иных сферах складывается ситуация, где некоторые предприниматели выжить не надеются.
По их мнению, экспансия зарубежных товаров и крупных торговых сетей вытесняет как мелких ритейлеров, так и производителей, которые оказываются на грани банкротства. Директор ООО «Любимый трикотаж» Михаил Исаеня считает, что «якорные» арендаторы работают как «пылесосы»: высосали валюту из страны, деньги вывели, а потом уйдут, оставив «выжженную землю».
Одним из последствий Декрета № 3 стало обострение претензий бизнеса к предлагаемой государством системе социальной защиты. Так, по мнению директора ЧП «АйТиЛайт» Жанны Дегтяревой, у частных компаний минимальное число больничных листов. Получается, что частники платят взносы в ФСЗН на оплату пособий по нетрудоспособности работников госпредприятий. Увеличение пенсионного возраста усугубляет такие настроения: предприниматели открыто заявляют, что рискуют до пенсии вообще не дожить, а потому не видят смысла в уплате взносов на социальную защиту, которой они, скорее всего, не смогут воспользоваться.
Индивидуальные предприниматели считают, что для них правила взимания взносов в ФСЗН носят дискриминационный характер. При этом они ссылаются на пример России, где куда меньше ограничений, в т.ч. по найму работников, и требований, в т.ч. по первичным документам и кассовым аппаратам. Что мешает сделать то же самое у нас? В Минэкономики уверяют, что положительное решение возможно. Но пока предпринимателям приходится платить взносы на социальное страхование, в которое они не верят, оплачивать обслуживание кассовых аппаратов, которые им не слишком нужны, и нести целый ряд дополнительных расходов, которые выглядят как весьма обременительные дополнительные налоги.
Жанна Тарасевич напомнила, что еще в 2012 г. БСПН подготовил свою концепцию пенсионной реформы, где предлагалось сделать соцстрахование добровольным, перераспределить взносы между нанимателем и работником, изменить формулу расчета пенсий и социальную нагрузку. Что-то из этих идей попало в Директиву № 4, но сделано не было ничего. Теперь власти пытаются что-нибудь изменить, но ограничиваются увеличением пенсионного возраста, стажа и т.д. Между тем по-прежнему возникают споры с выплатами, облагаемыми отчислениями в ФСЗН, некоторые из которых явно нелогичны. Например, на вознаграждения по договорам подряда уплачиваются взносы по ставке 34%, в т.ч. 28% – в пенсионный фонд, а 6% – на пособия по временной нетрудоспособности. Но работники по договорам подряда больничные листки не берут, а потому БСПН предлагает с их вознаграждений не начислять 6%.
«ДЛЯ частных компаний, выполняющих строительные работы, одна из основных проблем – аттестация в области строительства. Чтобы претендовать на 1 категорию, нужно иметь основные средства на 100 тыс. базовых величин», – пожаловался директор ООО «ЭкоСтройИнвест» Дмитрий Протасеня. Для малого предприятия это становится непреодолимым барьером, который выглядит каким-то нарушением конституционных прав. Почетный председатель БСПН Георгий Бадей заметил, что в ответ на предложение союза внести изменения в Указ Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» Минстройархитектуры предложило малым компаниям работать в качестве субподрядчиков. Но в БСПН считают, что это не решает проблему.
Столь же серьезно «напрягает» солигорский бизнес аренда. Если в Минске свободных площадей много, то в регионах – наоборот. Этим пользуются владельцы недвижимости: ставки порой оказываются выше столичных. Здесь по-прежнему диктуют условия арендодатели – если не госпредприятия, то банки и застройщики, в т.ч. с участием иностранного капитала. Но тут сложно найти взаимоприемлемое решение. Если сегодня ограничивать арендную плату в торговых центрах, то завтра райисполком захочет вновь ограничивать цены на ваш товары, предупредила Ж. Тарасевич. Можно посмотреть через призму антимонопольного законодательства, чтобы выяснить, имеется ли на рынке коммерческой недвижимости монополия или олигополия. В торговых центрах сегодня чаще есть проблема пустующих площадей, добавил Л. Карпач. Строительство коммерческой недвижимости утратило былую доходность, а иным застройщикам и инвесторам не под силу рассчитаться с банками.
Многие из обсуждавшихся на встрече в Солигорске проблем выходят далеко за рамки готовящихся проектов нормативных актов. Некоторые барьеры не исчезнут с корректировкой законодательства – для этого требуется изменение общей деловой среды, социальных и макроэкономических условий. Груз ошибок прошлых лет и нынешние тенденции в белорусской экономике, о которых рассказал на встрече Г. Бадей, делают перспективы развития бизнеса в ближайшие годы довольно рискованными и туманными. Но это не значит, что при первых же трудностях придется вернуться к привычному госрегулированию.
Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА