Новая реальность белорусских трудовых отношений: «ни в коем случае нельзя сокращать и увольнять людей без согласования с местными органами власти». Это требование, выдвинутое Президентом Александром Лукашенко во время рабочей поездки в Могилевскую область 21 марта, уже принято к исполнению. Такой способ борьбы с безработицей начал действовать: некоторые предприятия уже получили от исполкомов прямые указания на сей счет.
Одно из таких распоряжений со ссылкой на декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» прямо запрещает с 20 марта 2017 г. принимать и увольнять работников организации без письменного согласования с райисполкомом, а также скрывать вакансии. Персональная ответственность за невыполнение данного поручения возлагается не только на руководителя организации, но и на специалистов кадровых служб… вплоть до увольнения.
Сведения об имеющихся вакансиях в организации следует немедленно (например, по распоряжению Клецкого райисполкома – до 22 марта) представить в отделы организационно-кадровой работы райисполкомов. Далее эти сведения надо будет «рассекречивать» ежемесячно до 3-го числа.
«Данное решение продиктовано не намерением застопорить процесс увольнений и приема на работу. Есть недобросовестные работники, которые не держатся за работу. Естественно, руководитель таких людей держать не будет. И не надо, – заявил Президент. – Сегодня, когда я требую среднюю зарплату в 1 тысячу рублей, уже некоторые подумывают: да, дадим тысячу, но сократим энное количество людей, в том числе нормальных работников. Вот этого без согласования с местными органами власти делать нельзя».
Похоже, руководителям «подумывать» о «грязном» повышении зарплат уже не придется. У них новая забота: срочно сдавать все сведения о работниках местным «ждунам» в отделах организационно-кадровой работы. Между тем предприятия давно обложены со всех сторон предписаниями по ведению кадровой работы и угрозами за ее нарушение.
Например, в соответствии со ст. 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы занятости о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. Они также должны информировать органы занятости о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы занятости, в день заполнения. А о возможных массовых высвобождениях работников необходимо представлять в органы занятости и профсоюз письменную информацию своевременно – не позднее чем за 3 месяца.
При этом не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников следует письменно уведомлять органы занятости по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Нарушение этих требований грозит штрафом по п. 3 ст. 9.15 КоАП: от 5 до 20 базовых величин.
По-видимому, этого недостаточно. Теперь гайки закручиваются настолько, что каждый кадровый шаг придется делать только с письменного разрешения райисполкома. Больше оперативности и нервозности, надо полагать, никому не повредит. Очередные меры странным образом сочетаются с недавними обещаниями сократить и упростить административные процедуры в рамках очередной кампании раскрепощения бизнеса.
Между тем есть случаи, когда решение об увольнении не терпит отлагательств. Например, согласно подп. 1.4 п. 1 Директивы Президента от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» наниматель обязан обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за некоторые нарушения. В частности, за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы. Как теперь понимать эту «безусловность»? Законопослушному нанимателю придется как-то лавировать между предписанными обязанностями и местными властями. Остается выяснить, как будем делить ответственность.
Согласно подп. 4.1 п. 4 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» руководитель персонально отвечает за производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину в организации. Более того, сокрытие руководителем фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение виновных лиц к ответственности за такие нарушения признается грубым нарушением руководителем своих трудовых обязанностей. Слишком снисходительному руководителю по Декрету № 5 самому грозит дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения с занимаемой должности по дискредитирующим обстоятельствам. И попробуй объяснить, что ты не смог уволить работника за прогул или за пьянку, потому что не получил высшего райисполкомовского согласования. Придется отвечать либо должностью, либо кошельком, поскольку административную ответственность за нарушение законодательства о труде никто не отменял.
Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ