Выполнить эту задачу можно только административным способом, запустив печатный станок.
Ключевой президентский месседж этой недели — о росте средней зарплаты до 500 долларов в 2017 году — породил множество гипотез в экспертных кругах. Один из неясных вопросов — почему власти, которые давно не заявляли о росте зарплат в долларовом выражении, именно сегодня поставили такую задачу.
«Кровь из носа» и «умереть»: доллары потребуют новых жертв
Задача по росту доходов населения в долларовом эквиваленте ставилась в Беларуси в 2000-е годы постоянно: в 2001-м власти закладывали на пятилетку рост средней зарплаты до 250 долларов, в 2005-м планировали 500-долларовую зарплату, а в 2010-м целились на сумму с единичкой и тремя нулями.
Первые две задачи по увеличению зарплат в долларовом эквиваленте были выполнены, а вот достичь главной цели последней пятилетки по росту доходов населения до 1000 долларов не удалось. Средняя зарплата в Беларуси в конце 2015 года составляла примерно 40% от обещанной суммы.
Накануне президентских выборов 2015 года власти ничего не говорили о новых планах по росту зарплат в долларовом эквиваленте, не было таких заявлений и во время Всебелорусского народного собрания в июне 2016 года, на которое выносились основные положения Программы социально-экономического развития на пятилетку.
В общем, многие были уверены, что власти больше не станут впредь провозглашать целей по росту зарплат в долларовом эквиваленте. Ан нет!
На этой неделе Александр Лукашенко дважды повторил, что задача будущего года — вернуть населению зарплату в долларовом эквиваленте, которая была у народа еще в 2010 году.
«В 2017 году — умереть, но надо выйти на 500 долларов... Я буду делать всё для того, чтобы мы вышли на 500», — подчеркнул Лукашенко во время пресс-конференции для российских журналистов 17 ноября.
Кстати, в 2010 году белорусский лидер использовал похожую лексику, когда ставил перед вертикалью власти задачу по росту доходов населения. Тогда президент подчеркивал, что «мы должны кровь из носа» выполнить обязательства перед народом по росту средней зарплаты до 500 долларов.
Почему же белорусский президент сегодня, когда правительство и Нацбанк вообще перестали мерить зарплаты в долларах, решил вернуться к старой риторике?
Теоретически, возможны три объяснения.
Первая гипотеза заключается в том, что верховная власть делает такие заявления из популистских соображений.
«Мы видим, что реальные доходы населения снизились, и, видимо, государство хочет донести до населения, что способно сохранять контроль над ситуацией и обеспечивать рост благосостояния населения в будущем», — отметил в комментарии для БелаПАН экономист Антон Болточко.
Другая гипотеза, которая на исключает первой, предполагает, что информационные интервенции властей имеют определенную экономическую логику. Убеждая население, что завтра страну ждет 500-долларовая зарплата, власти тем самым подчеркивают: кризисные явления в стране носят временный характер.
Для восприимчивой части населения этот сигнал может иметь большое значение, поскольку люди хотят верить в улучшение экономической ситуации в стране. В этом году физические лица продали в обменных пунктах иностранной валюты на 2 млрд долларов больше, чем купили, и пытаются, по версии Нацбанка, за счет продажи сбережений поддерживать потребление на докризисном уровне.
Если верить, что зарплаты в 2017 году начнут расти, сбережения можно продолжать продавать. Кстати, в банках валютные вклады населения еще превышают 7 млрд долларов. А последние социологические исследования показывают, что порядка 90% населения вообще не имеет банковских вкладов, то есть с высокой долей вероятности хранят сбережения под матрасом. Таким образом, потенциал для продажи населением иностранной валюты, очевидно, существует.
Государству иностранная валюта, сдаваемая населением, сегодня весьма кстати. Она позволяет наращивать золотовалютные резервы, обеспечивать стабильность обменного курса национальной валюты и рассчитываться по долгам, не привлекая новых заимствований.
Таким образом, риторика о росте зарплат в будущем могла понадобиться властям для создания иллюзии, что светлое будущее впереди. Веруя в это, часть населения может продолжить расставаться с валютными запасами.
Наконец, третья версия появления высказываний президента о 500-долларовой зарплате может иметь весьма печальные последствия.
Ряд экономистов считают, что белорусский лидер все еще искренне убежден в способности государства административно определять уровень зарплат в стране.
«Заявление о 500 долларов — свидетельство того, что никакой «перезагрузки» идей на самом верху не произошло. Власть по-прежнему считает, что может ручным образом управлять экономикой и определять целевой уровень доходов населения», — отметил в комментарии для БелаПАН руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
При этом экономисты единодушны во мнении, что если власти начнут административно в третий раз повышать зарплаты населения до 500 долларов, негативных последствий такой экономической политики не избежать.
Падение как следствие взлета
В связи с новыми официальными целями по росту зарплат населения интересно взглянуть на их динамику в прошлые годы. Пересчет среднемесячной зарплаты по официальному (среднемесячному) курсу показывает, что сегодня население зарабатывает примерно такую же зарплату, что и 9 лет назад.
Так, если в сентябре 2007 года среднемесячная зарплата составляла 332 доллара, то в сентябре 2016-го — 376 долларов. Дважды в Беларуси была предпринята попытка увеличить среднюю зарплату выше 500 долларов (в декабре 2010-го — 530 долларов, в декабре 2014-го — 621 доллар), но удержать эту планку не удавалось, и после очередной девальвации доходы населения вновь откатывались вниз.
Белорусские экономисты считают, что тренд, когда вслед за ростом доходов населения происходило их падение, был неизбежен.
«Когда административным образом зарплата в Беларуси достигает 500 и более долларов, возникают трудности с реализацией продукции, появляются проблемы в торговом и платежном балансе, поэтому происходит неизбежная девальвация, и зарплаты в долларом выражении возвращаются до уровня, при котором белорусская продукция может быть конкурентоспособной на внешних рынках», — рассуждает экономист Сергей Чалый.
По его мнению, данные последнего десятилетия свидетельствует о том, что естественный уровень средней зарплаты в Беларуси, который не создает угроз для экономической стабильности, находится в районе 350-370 долларов.
«Этот уровень соответствует степени эффективности использования ресурсов в экономике. Как только мы его преодолеваем, возникают проблемы», — полагает Сергей Чалый.
Наблюдатели на данный момент не видят никаких предпосылок для существенного роста доходов населения в будущем году.
«В 2000-е рост зарплат обеспечивался за счет высоких цен на нефть и роста экспорта белорусской продукции. Нефтедоллары увеличивали внутренний спрос в России, и экспортные продажи белорусской продукции росли, что позволяло повышать зарплаты», — вспоминает политолог Сергей Николюк.
Сегодня, констатирует он, цены на нефть остаются на низком уровне, а белорусский экспорт сократился. «Второй год в Беларуси наблюдается двузначное падение инвестиций, рецессия. Сегодня не видно источников для экономического роста, который бы позволил повысить зарплаты до 500 долларов», — убежден Сергей Николюк.
По мнению экономистов, чтобы обеспечить рыночным образом 500-долларовую зарплату в будущем году, требуются огромные инвестиции.
«Чтобы создать высокопроизводительные рабочие места и выйти на рост производительности труда, который позволит обеспечить 500-долларовую зарплату в 2017 году, требуется привлечь 10-13 млрд долларов», — считает Ярослав Романчук.
Однако, продолжает он, поскольку такого роста инвестиций в будущем году никто не ожидает, выполнить задачу по увеличению зарплат до 500 долларов можно только административным способом, запустив печатный станок.
«Национальному банку, который старается обеспечить стабильность курса национальной валюты и снижать инфляцию, стоит серьезно озаботиться озвученными планами президента по достижению 500-долларовой зарплаты», — резюмировал Ярослав Романчук.