Сегодня тунеядцем быть гораздо выгоднее, чем индивидуальным предпринимателем.
За год количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 3,6%.
На 1 сентября 2016 года в Беларуси действовало 251,3 тысяч индивидуальных предпринимателей (за год количество ИП уменьшилось на 3,6%). Количество индивидуальных предпринимателей неуклонно падает по всем регионам, и достигло максимума в Витебской области – сократилось на 8,8%.
Почему и куда уходят предприниматели?
На вопросы БДГ ответил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
- Предприниматели преимуществено уходят из мелкой розничной торговли. Для сворачивания деятельности существуют несколько причин.
Предприниматели больше не могут работать в льготных условиях - без документов, как позволялось до принятия указа №222. На юридические препоны накладывается и сокращение числа покупателей на рынках: у людей становится все меньше денег, плюс ко всему на розничном рынке обостряется конкуренция. Крупные торговые сети "захватывают" традиционный ипэшный товар: вначале бакалею (если раньше люди ходили на рынок даже за крупой или макаронами, то сейчас этот товар покупают в "Евроопте", "Виталюре" или "Рублевском"), сейчас настала очередь ширпотреба. Если покупатель видит, что в крупной торговой сети цена на аналогичную вещь ниже, чем на рынке, естественно, он пойдет в торговую сеть.
С одной стороны, у ИП нет юридической возможности торговать по упрощенным правилам, а с другой - покупатели уходят в более привлекательный сегмент.
Кроме того, держать свидетельство ИП "про запас", как делали многие раньше, сейчас уже невыгодно. Фонд соцзащиты ежемесячно требует уплачивать 35% от размера минимальной заработной платы - около 80 деноминированных рублей. Недействующему предпринимателю жалко отдавать такие деньги государству. Поэтому люди сдают свидетельства ИП.
В добавок ко всему регистрирующий орган имеет право по представлению налогового органа прекратить предпринимательскую деятельность, если таковая не осуществлялась на протяжении года.
Ничего катастрофического в сокращении числа ИП я не вижу: открываются другие субъекты малого предпринимательства. На фоне не самой благоприятной рыночной ситуации вести бизнес достаточно тяжело.
Те предприниматели, которые держатся на плаву, находятся в худшей ситуации, нежели те, кто грамотно закрывается.
Куда уходят ИП?
- Наибольшее количество ушедших предпринимателей зарегистрировано в Витебской области. Куда они уходят?
- В Российскую Федерацию уходят белорусские предприниматели. Уходят в никуда, устраиваются на новую работу, становятся тунеядцами.
- Сегодня тунеядцем быть выгоднее, чем заниматься предпринимательством?
- В год "тунеядец" должен заплатить государству 20 базовых величин - 360 рублей, а как индивидуальный предприниматель только в Фонд социальной защиты населения придется заплатить около тысячи рублей. Сбор с "тунеядцев" меньше, чем платежи в ФСЗН. А при необходимости выплаты и единого налога, то экономическая выгода от "тунеядства" очевидна.
- Значит, сокращение количества ИП будет продолжаться?
- Одно дело - работать в благоприятной конъюнктуре рынке, совсем другое дело - конкурировать с крупными торговыми сетями с более низкими ценами. Продажи падают, затраты растут, проблемы тоже нарастают, а параллельно надо вести всю бухгалтерию - в таких условиях выдержат не все. Общеэкономическая ситуация ухудшается, и будет ухудшаться, поэтому с рынка будут уходить не только ИПэшники, но и достаточно крупные субъекты хозяйствования: банки, небольшие предприятия в 300-500 человек.
Индивидуальные предприниматели - наиболее слабый слой, который первым отваливается. Как предохранитель в электрической системе: он перегорает первым. А если нагрузка на сеть большая, тогда и провода перегорят.
Юрась Дубина
Юрась Дубина