понедельник, 3 октября 2016 г.

ПРАВИЛА БИЗНЕСА Дмитрия Гурского: «Бизнесмены не могут судить объективно, какая доля в успехе – их заслуга, а какая – счастливое стечение обстоятельств»

Он считает, что каждые 5-7 лет надо менять сферу деятельности или хотя бы место работы. Быть наёмным менеджером – самая дискомфортная позиция. А основная причина разводов в бизнес-среде – то, что мужьям скучно с женами. Дмитрий Гурский, известный IT-предприниматель, ментор, сооснователь успешного издательства «Айдиономикс» и директор «Айдиономикс Диджитал» рассказал о своих ПРАВИЛАХ БИЗНЕСА. 

БЫТЬ НАЁМНЫМ МЕНЕДЖЕРОМ – И СРЕДНЕГО, И ВЫСШЕГО ЗВЕНА – ДИСКОМФОРТНАЯ ПОЗИЦИЯ. Потому что когда ты снизу, у тебя «трудные люди» (изначально использовано более жесткое слово, обозначающее неадекватов – прим.авт.) только сверху. Когда ты – владелец бизнеса, «трудные люди» – снизу. А когда ты – наемный менеджер любого звена, «трудные люди» везде. Приходится искать баланс и между учредителями, которые могут быть очень сложными, и между рядовыми сотрудниками. На одном из прежних мест работы доходило до того, что владелица бизнеса могла на совещании скомкать протокол и кинуть его менеджеру в лицо. Чтобы продвинуть какое-то решение, сотрудники ждали, когда у нее будет хорошее настроение. И никакой иной причины, кроме настроения владелицы, для внедрения решения не было… В общем, однажды мне захотелось взять всё в свои руки, чтобы «трудные люди» были только снизу.

СЕЙЧАС Я ПЕРЕЖИВАЮ УЖЕ ЧЕТВЕРТУЮ КАРЬЕРУ. Я начинал с фриланса: занимался этим лет 5. Потом лет 5 был менеджером в большой компании. Затем создал свое издательство и руководил им до прошлого года. Теперь работаю в IT-секторе: у меня компания в ПВТ и активности в инвестиционной сфере.

КАЖДЫЕ 5-7 ЛЕТ НАДО МЕНЯТЬ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРОЕКТ. Это тесно связано с технологическими циклами. Проще зарабатывать в растущих нишах: они постоянно появляются. Одна из главных моих ошибок – работать на падающем рынке. На это я потратил несколько лет.

ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ВАЖНА ЯСНОСТЬ. Даже не стабильность компании (хотя для белорусов это тоже приоритет немалый), а ясность отношений. Сотрудники, равно как и люди в целом, испытывают огромный стресс от неопределенности. Поэтому должны быть четкие правила игры (они могут быть даже диктаторскими, но, главное, - четкими), которые выполняются. И руководитель должен следовать этим правилам.

ПРАВИЛА ИГРЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕИГРЫВАТЬСЯ. Компания может быть эффективной и при авторитарном, и при либеральном руководстве. Но сотрудники должны понимать, что если нажимается рычаг – загорается красная кнопка. А не так, что загорается все, что угодно: в зависимости от настроения владелицы. У меня был такой опыт в течение ряда лет. Это была очень специфическая работа: до 80% времени уходило на то, чтобы бороться с этой системой, а не заниматься непосредственно работой.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО БИЗНЕСА ДЛЯ МЕНЯ СЕЙЧАС – ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Стремлюсь, чтобы в итоге выиграли все. Ищу точку, где сумма выгод максимальная. Находить её – значит, работать по принципу win-win. Цель может достигаться разными средствами. Но метод достижения цели должен быть экологичным.

МЫ НЕ РАБОТАЕМ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ВЫГОДУ, ЧТОБЫ ПРОСТО ПОЛУЧИТЬ ЕЁ (ПРОФЕССИОНАЛЫ ОТЖИМА И ТОРГА). Такие люди есть, но в IT, кстати, их гораздо меньше, чем в реальном секторе и в поколении 50-летних бизнесменов.

IT ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ ТЕМ, ЧТО БЕЛОРУССКИЕ IT-КОМПАНИИ КОНКУРИРУЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗА КАДРЫ, А РАБОТАЮТ НА ВЕСЬ МИР. В сфере очень развита взаимоподдержка и обмен компетенциями, партнерство в любом виде. Прямой конкуренции нет, только за кадры. Поэтому иногда стоит сильно подумать, прежде чем показывать действительно важных сотрудников, чтобы их не схантили.

Я НЕ БЕРУ НА СЕБЯ РИСКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ СМЕРТЕЛЬНЫМИ. Но в целом риски очень полезны. Чем больше ты берёшь на себя рисков, тем шире приоткрываешь дверь с возможностями. Рисковать совершенно необходимо, но нельзя делать такую ставку, при которой проигрыш может обескровить или даже убить компанию.

ВАЖНО НАУЧИТЬ СЕБЯ НЕ ВПАДАТЬ В ПРОКРАСТИНАЦИЮ. Как только ты снимаешь с себя контроль, сразу автоматически скатываешься в нее. Для себя я решил, что есть дела Срочные и Важные: пожар в офисе, визит ГУБЭП, приезд заказчиков – все, с чем надо разбираться прямо сейчас. Есть дела Неважные и Срочные – Текучка. И есть дела Важные и Несрочные: стратегия компании, саморазвитие. Дела Несрочные и Неважные, как правило, самые приятные (например, пить кофе у кулера) . Суть прокрастинации в том, что ты занимаешься более легкими и приятными делами плюс иногда тушишь пожары – никогда не добираясь до дел из сегмента Важное-Несрочное. Но именно они определяют долгосрочный успех. Перемещение из выполнения Текучки к Важным-Несрочным делам требует осознанного, проактивного решения, которое зачастую дискомфортно. Это – выход из зоны комфорта. И, естественно, этим никто не хочет заниматься. Несрочные дела, определяющие долгосрочный успех, откладываются в долгий ящик и, обычно никогда не выполняются. Так вот успешных людей от неуспешных часто и отделяет умение заставлять себя “глотать лягушек”. То есть делать сложную работу, не дающую мгновенной отдачи. Как это делать – уже дело техники.

УМЕНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ НЕСРОЧНЫМИ И ВАЖНЫМИ ДЕЛАМИ – 99% УСПЕХА НЕ ТОЛЬКО В БИЗНЕСЕ, НО И В ЖИЗНИ. Вопрос в том, какие дела являются несрочными и важными. И здесь мы подходим к тому, что является целью, видением, стратегией бизнеса. Дела автоматически сортируются по реальной важности, если есть четко сформулированные дальние цели и видение.

ЦЕЛЬ ТАКОВА, КАКУЮ ТЫ СЕБЕ ПОСТАВИШЬ. Целей может быть много, разной степени глобальности. Но ясная цель совершенно необходима, чтобы можно было выставить фокус. Без него деятельность скатывается к броуновскому движению. Фокус – это, прежде всего, умение говорить "нет" постоянно появляющимся возможностям, которые хороши, но не ведут к поставленной цели.

Я НЕ ЛЮБЛЮ ПОШАГОВЫЕ ПЛАНЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЖИЗНИ ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ПО-ДРУГОМУ. Мне симпатична идея цели в форме общего видения. Из точки А в Б может вести миллиард путей. Зная, куда ты идешь, будучи упорным, рано или поздно дойдешь до точки Б по одному из этого миллиарда (никогда заранее не зная, что это будет за путь). Но если не знаешь, куда хочешь придти, то куда бы ни пришёл, везде будет казаться, что пришел не туда. Просто исходя из природы человека, которому свойственно сомневаться.

МНОГИЕ БИЗНЕСМЕНЫ, ДОСТИГНУВ УСПЕХА, НАЧИНАЮТ СИЛЬНО ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ СВОЙ ВКЛАД. Здесь уместно вспомнить дельфинов: часто говорят, скольким людям они помогли выбраться на берег. И умалчивают, скольких толкнули в другую сторону. Это – интересный математический парадокс. Правдиво и обратное: при неудачах люди, как правило, переоценивают влияние обстоятельств (кризис, государство, партнеры, рынок. А я – молодец).

БИЗНЕСМЕНЫ НЕ МОГУТ ОБЪЕКТИВНО СУДИТЬ О СВОЕМ ВКЛАДЕ В УСПЕШНОСТЬ БИЗНЕСА. Почти всегда маленький успех зависит от самого человека. В то время как большой – гораздо больше от стечения обстоятельств. Получить целенаправленный большой успех практически невозможно. Если бы можно было одними компетенциями и ресурсами создавать большие компании, то не было бы венчурного рынка (достаточно было бы взять специалистов, выделить бюджеты – и готов новый единорог).

В БОЛЬШУЮ ИСТОРИЮ ВКЛАД СЛУЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ВЫШЕ, ЧЕМ ВКЛАД ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО. Но предугадать случайные обстоятельства сложно. Можно целенаправленно делать малые или средние бизнесы, но штамповать большие бизнесы по этой схеме еще никому не удалось. 

В БИЗНЕС-СРЕДЕ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВОДОВ – МУЖЬЯМ СКУЧНО С ЖЕНАМИ. В своем окружении (35-45 лет) я наблюдаю массовую волну разводов. Как обычно бывает: поженились лет в 22-25. Она работала на средней позиции, у него начался бизнес, в семье появились дети. Она ушла в декрет и не вернулась, потому что семья, деньги, хорошая квартира, дом. Её прошлый заработок несравним с общими доходами семьи. Ну и ей комфортно быть дома. И за 10 лет «декрета» люди настолько могут разойтись интеллектуально и ценностно, что у них уже нет ничего общего. Она стала для него, по сути, домработницей с функцией деторождения. Хотя в молодости могла быть интеллектуально и профессионально выше. Поэтому я считаю, что для женщины просто небезопасно становиться домохозяйкой при богатом муже, она должна развиваться параллельно, сохраняя известную долю независимости.

Я БОЛЕЕ 10 ЛЕТ РАБОТАЮ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ. Никаких проблем это никогда не создавало, кроме, возможно, переноса проблем с работы домой и производственных совещаний в постели. Но это способ развиваться параллельно и не допустить тот качественный разрыв между супругами, который часто является причиной разводов.

Я НОРМАЛЬНО ОТНОШУСЬ К РАБОТЕ С РОДСТВЕННИКАМИ. С братом мы работаем с 2005 года. За это время у нас было, может, пару стычек. Но серьёзных конфликтов – ни разу. Чаще всего проблемы возникают из-за того, что люди нечетко договариваются. Или не выполняют договоренности. Мы договариваемся четко и договоренности выполняем, поэтому и конфликтов нет.

С ПЛАНОМ МНЕ УДАЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БЕЗ НЕГО. Два года назад я написал План жизни. К лету этого года выполнил все, что запланировал, кроме одного: я так и не похудел. Хотя раза 3–4 приближался к этому, но холодильник победил.

У МЕНЯ ЕСТЬ ПЛАН НА НЕДЕЛЮ. Он выглядит как большой альбом. Правая сторона состоит из четырех ячеек. Первая – срочные и важные дела, вторая – несрочные и важные (самая приоритетная, здесь – дела на развитие), третья – срочные и неважные (текучка), четвертая – идеи, неотсортированные дела. Левая сторона альбома расписана по дням в виде классического ежедневника. В начале недели я открываю новую страницу альбома, обдумываю дела, расставляю задачи на следующую неделю. Трудные дела стараюсь ставить на утро, чтобы была меньше вероятность их не успеть сделать. В этой системе есть довольно эффективное сочетание классического тайм-менеджмента с управлением делами, исходя из их долгосрочной ценности.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ДЕТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ БЕССМЫСЛЕННЫ (ВАЖНО – ВИДЕНИЕ, УМЕНИЕ СТАВИТЬ КРУПНЫЕ ЦЕЛИ), КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ НЕОБХОДИМЫ. Нет смысла писать в план, что в марте 2018 года я буду делать это и это. Конечно, это не исполнится. А вот записать то, что надо сделать на этой неделе, смысл есть.

Я ХОЧУ УЙТИ НА ПЕНСИЮ ЛЕТ В 80. Думаю, когда это произойдет, мы все будем работать до 80. Уже сейчас в западных странах уходят на пенсию в 70 и более лет. И это нормально: чем больше ты занят интересным делом, тем дольше живешь.

Юлия Нехай


Facebook комментарии