Стратегии привлечения иностранных инвестиций в Беларусь обсуждались на форуме «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», прошедшем 29–30 сентября в Минске. Его организаторы – НАИП, инвесткомпания «Юнитер» и Белорусский институт стратегических исследований (BISS) предложили участникам оценить деловой климат в стране и выяснить перспективы сотрудничества с европейскими финансовыми институтами и бизнесменами.
Правительство считает одной из своих главных задач осуществить переход страны от иностранных кредитов к прямым инвестициям, заявил на форуме премьер-министр Андрей Кобяков. Заметим, что этот лозунг не раз звучал в различных программах, но никак не воплощался в жизнь. Дальнейшие выступления на форуме приоткрыли некоторые причины такого явления.
Чтобы убедить зарубежных институциональных и частных инвесторов вкладывать деньги в Беларусь, нужно сначала провести структурные реформы, посоветовал экс-президент Европейского банка реконструкции и развития, старший советник «Rothschild Group» Томас Миров. По его мнению, нужны перемены в образовании и законодательстве, требуется реализация принципа верховенства права, независимость судебной и юридической систем, общее повышение качества институтов, способствующих приватизации. В противном случае не стоит рассчитывать на приток капитала.
Запад готов помочь двигаться в этом направлении. Партнерские соглашения могут открыть доступ к финансированию малого и среднего бизнеса на сумму до 30 млн. EUR, кредитам Европейского инвестиционного банка и грантам Фонда добрососедства. Но сначала нужно самим позаботиться о проведении преобразований, завоевании положительной репутации и создании условий для инвесторов. Представитель ЕК Вассилис Магарос заверил, что видит готовность белорусской стороны осуществлять стратегические реформы и улучшать инвестиционный климат.
У НАШИХ чиновников свое видение перспектив сотрудничества. Например, заместитель министра экономики Александр Ярошенко назвал одним из главных конкурентных преимуществ страны дешевизну рабочей силы: средняя зарплата в 383 USD существенно ниже, чем в соседних странах (в РФ – 545, в Казахстане – около 400 USD). Привлечет ли это ТНК, в которых новые технологии все больше минимизируют человеческий фактор, замминистра не уточнил.
В свою очередь, первый заместитель министра финансов Максим Ермолович напомнил, что в нашей стране имеется 12 специальных налоговых режимов, призванных стимулировать активность бизнеса в отдельных областях. Теперь речь идет об отмене неэффективных льгот и создании «конкурентной системы с достаточно умеренным уровнем налоговых ставок», позволяющей «стабилизировать деятельность всей финансовой системы и создать почву для успешного ведения бизнеса». Но расставаться с преференциями их получатели не хотят. Глава ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Бруннер признал, что возможность 5 лет не платить налог на прибыль сделало компанию конкурентоспособной. А руководитель «EPAM Systems» Аркадий Добкин призвал не отменять льготы резидентам ПВТ, без которых «работать было бы очень сложно».
МОДЕРАТОР форума, глава представительства ЕБРР в Беларуси Фрэнсис Делей, поставил вопрос шире. Он предложил обсудить целесообразность самой экономической модели, основанной на государственном доминировании. В ответ А. Ярошенко заверил, что модель не устарела, надо лишь повысить ее эффективность, в частности, путем разделения функций государства как собственника и регулятора. М. Ермолович допускает возможность некоторых изменений, которые должны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, обеспечить бОльшую устойчивость экономики и снизить ее зависимость от внешних и внутренних шоков. Однако это не отменяет основной задачи, которую ставят власти: сохранить госсектор, попытаться повысить его эффективность и привлечь в него инвестиции, в т.ч. внешние. Поиску путей достижения этой цели и была посвящена значительная часть форума.
Для большинства инвесторов, специализирующихся на новых рынках, Беларусь неизвестна, признал управляющий директор инвестиционного банка Rothschild по России и СНГ Джованни Сальветти. Те, кто лучше знаком с географией, не могут понять, какую бизнес-модель выбрать для работы в нашей стране. Им непонятно, сколько может длиться режим дешевых российских субсидий, когда грянет очередная девальвация.
Поэтому западные бизнесмены не видят в нашей «уникальной» социально-экономической модели никакой стабильности, ради которой можно рискнуть своими деньгами. Кроме того, чтобы инвестировать, нужно что-то покупать. Но никаких серьезных активов на продажу белорусские власти не предлагают, попенял г-н Сальветти.
ПЕРИОДИЧЕСКИ возникающие «пилотные» проекты, которые ни разу не доводились до завершения, лишь утверждают зарубежных инвесторов в несерьезности намерений белорусских властей. Еще меньше доверия вызывает наша правовая среда. Если о самой Беларуси западные бизнесмены знают мало, то о случаях национализации активов и «посадках» предпринимателей им известно гораздо больше. Так что имиджевые потери громких дел, перетекающие в недополученные инвестиции, куда выше собранных штрафов и возмещений ущерба, о которых рапортуют правоохранительные органы.
Другая проблема – понятная финансовая отчетность, квалифицированные консультанты, инфраструктура, в т.ч. частные инвестиционные фонды. Требуются достаточно ясные макроэкономические прогнозы, причем не только годовые, но и на 3–5 лет. Катализатором для притока капитала из-за рубежа может стать приватизация, если от ее обсуждений власти, наконец, перейдут к реальному проведению. По мнению Д. Сальветти, возможна продажа как акций крупных предприятий, так и мелких, причем последних – с ориентацией на местных инвесторов. Это не принесет особых выгод казне, но позволит высвободить дух предпринимательства. Банкир подчеркнул, что реализация нескольких показательных проектов с привлечением миноритарных инвесторов была бы хорошей рекламой и закрепила бы Беларусь на мировом рынке капитала.
Примером успеха подобного плана директор департамента рынков капитала при Министерстве казначейства Польши Северин Швароцки назвал свою страну, где цивилизационный прыжок с ростом благосостояния населения и экономики стал возможен благодаря приватизации. Г-н Швароцки отметил, что неэффективность госпредприятий обусловлена их вовлечением в политическую сферу, непрозрачностью, склонностью к коррупции, отсутствием стимулов для менеджмента, финансовой недисциплинированностью. Излечить их от этих проблем может только приватизация, в т.ч. частичная.
ОДНАКО белорусские чиновники намерены сохранить контроль над большинством активов, даже если декларируются намерения о приватизации. Поэтому предложения по формированию списка предприятий – кандидатов на IPO до сих пор не удается собрать. Хотя новые подходы к приватизации определены, объектов для инвестиций нет или их очень мало, признал заместитель директора НАИП Сергей Ваганов. Все еще идет подготовка нормативной базы, поиск ресурсов для оплаты консультантам и вариантов привлечения инвесторов.
ИЗ ОБТЕКАЕМЫХ фраз и умеренно-оптимистичных обещаний зарубежные гости форума поняли, что приватизация в Беларуси по-прежнему всерьез не рассматривается. Речь идет лишь о попытках сохранить госсектор с помощью косметических мер. Разочаровывает и отсутствие у НАИП реальных полномочий по ведению переговоров и подготовке итоговых решений, отметила советник проекта Всемирного банка д-р Она Райните-Бодард. Даже когда речь идет о предприятиях, продажа которых санкционирована свыше.
Обещания представителя Госкомимущества принять стратегию реформирования госпредприятий и внедрить на них современные подходы корпоративного управления не слишком впечатлили участников форума, хорошо знакомых с реальностью. Например, акционеры ОАО «Красный пищевик» поинтересовались, почему они не могут уже 5 лет добиться представительства в наблюдательном совете, хотя владеют 25% акций. В ответ получили лишь заверение, что когда-нибудь в советах появятся независимые директора – после принятия постановления Совмина, регламентирующего их отбор. Насколько такое регулирование будет соответствовать мировой практике, выяснить тоже не удалось.
ДОВОЛЬНО туманно выглядят перспективы белорусского рынка коммерческой недвижимости. Отраслевые аналитики признали, что за последние 10 лет на нем было заключены только 6 сделок, причем в прошлом году – ни одной, а в текущем – одна, на 17 млн. USD. Беда в том, что никого не устраивает окупаемость проектов за 6–7 лет. Инвесторы из Омана и Израиля считают приемлемым срок 5 лет, наши – 2–3 года. Но, по данным Colliers, доходность в сегменте офисной недвижимости сегодня не превышает 12%, торговой – 14–15%, складской – 8%, гостиничной – 2–8%. Обеспечить 15–20% невозможно, но инвесторы на меньшее не согласны, поскольку относят Беларусь к группе государств с навысшим страновым риском. Участники форума сошлись на том, что рынок достиг дна и надо снижать риски, в т.ч. путем изменения местного законодательства.
Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА