Государству приходится принимать меры по сокращению бюджетных расходов на финансирование экономики. Очевидно, что вливание денег в мероприятия, которые казались чиновникам важными и перспективными, становится все более непосильной ношей для казны, банков и налогоплательщиков. Однако бросить уже начатые проекты власти вряд ли рискнут.
Снижение господдержки предприятий в Беларуси будет осуществляться в рамках указа «О мерах по обеспечению сбалансированности бюджета», проект которого обсуждался 17 мая на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко. В нем предусматривается сокращение расходов республиканского бюджета на компенсацию процентов банкам по кредитам предприятий. На совещании Президент поинтересовался, «сколько мы при этом сэкономим, и стоит ли игра свеч? И на кого ляжет это бремя. На предприятия или на банки?». По мнению главы государства, здесь требуется «нормальный компромисс».
РАНЕЕ Указом от 23.02.2016 № 78 правительству было поручено принять исчерпывающие меры по оптимизации и сокращению расходов бюджета в текущем году в целях его сбалансированности. Одной из таких мер значилось уменьшение размеров господдержки в виде возмещения и компенсации процентов по банковским кредитам, предоставляемым субъектам хозяйствования по государственным программам. При этом предлагалось уменьшить ставку возмещения на 2 процентных пункта с адекватным увеличением нагрузки по обслуживанию кредитов заемщиками. Теперь же, по итогам совещания, Президент поручил доработать проект указа таким образом, чтобы нагрузка, связанная со снижением господдержки, ложилась не только на предприятия-кредитополучателей, но равномерно и на банковский сектор.
Сейчас компенсация процентов по банковским кредитам из бюджета предприятиям широко распространена. Например, в прошлом году сумма этой компенсации варьируется от половины ставки рефинансирования до ставки рефинансирования, которая в настоящее время составляет 22%. Таким образом, снижение возмещения (компенсации) на 2 п.п. не окажет серьезного влияния на экономику предприятий, уверен министр финансов
Владимир Амарин.
Предполагается, что реализация норм указа позволит сократить расходы республиканского бюджета в 2016 г. на 400 млрд. Br, а в 2017-м – на 500 млрд. Но, как говорится в официальном пресс-релизе, несмотря на планируемое уточнение показателей бюджета и оптимизацию расходов, все социальные обязательства государство продолжит исполнять в полном объеме.
ОСТАЕТСЯ узнать, как повлияет изменение условий финансирования на динамику производства, инвестиционные процессы и итоговые показатели. Исходя из сформулированной на совещании концепции «компромисса» названные суммы «по-братски» разделят между собой предприятия и банки. Другими словами, у первых вырастут расходы (на 200 млрд. в нынешнем году и 250 млрд. Br – в следующем), у вторых на столько же сократятся доходы, а у всех вместе ухудшатся финансовые результаты, и без того не блистательные.
По итогам I квартала т.г. прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций республики составила лишь 26,6 трлн. Br – на 8,6% меньше, чем в январе–марте 2015 г. (в текущих ценах), а чистая «прибыль» вообще осталась отрицательной: –1,2 трлн. Br.
Это можно считать успехом: по итогам января–февраля т.г. данный показатель был гораздо хуже: –20,2 трлн. К тому же за март число убыточных организаций сократилось с 2453 до 2138 (что все равно на 37,7% больше, чем год назад), а их удельный вес в общем количестве – с 32,5% до 27,9%. При этом не видно, стали ли такие улучшения результатом роста деловой активности и снижения себестоимости или выведены благодаря возможности скрывать убытки от курсовых разниц в расходах будущих периодов и не начислять амортизацию в текущем году.
Скорее, можно предположить, что доминирует второй фактор, учитывая, что прибыль до налогообложения в январе–марте т.г. была в 6,2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а темпы роста себестоимости (15,5% по итогам I квартала) явно выше, чем выручки (13,5%).
Таким образом, предприятиям не приходится рассчитывать на собственные источники средств. Достаточно сложно обеспечить и привлечение внешних инвестиций. Убытки или низкая рентабельность в сочетании с высоким уровнем задолженности и закредитованности вряд ли сильно вдохновят инвесторов – как отечественных, так и зарубежных.
Однако до светлого дня, когда стоимость кредитов станет доступной для бизнеса, надо как-то дожить. Тем временем ранее выделенная господдержка (в т.ч. в виде компенсации процентов по кредитам) исправно конвертируется в увеличение доли государства в уставных фондах отдельных предприятий. Очередная такая транзакция состоится в 8 акционерных обществах в соответствии с постановлением Совмина от 17.05.2016 № 386.
На заседании правительства 18 мая министр экономики
Владимир Зиновский заявил, что сформирован перечень из 120 основных инвестпроектов, реализуемых в 2016 г. с общим объемом финансирования 55,8 трлн. Br. Утверждены 19 из 20 госпрограмм в увязке с проектом на пятилетку. По ним установлены ключевые показатели эффективности. При этом каждой организации необходимо обеспечить полную и своевременную выборку кредитов в рамках постановления Совмина от 8.02.2016 № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».
В ТЕКУЩЕМ году власти возлагают большие надежды на реализацию программно-целевого метода распределения финансирования. Между тем некоторые специалисты оценивают такой подход весьма скептически. Например, ректор РАНХиГС
Владимир Мау в статье в Economy Times утверждал, что «в современном мире, при современных технологиях не может быть отраслевых приоритетов… Единственным приоритетом, который может назвать правительство, является начиная с 2003–2004 годов человеческий капитал – инвестиции в образование, здравоохранение, пенсионную систему». По мнению В.Мау, любые попытки играть отраслевыми (индустриальными) приоритетами опасны по двум причинам.
Во-первых, они в наше время меняются гораздо быстрее, чем в XIX–XX веках, а потому, если поставить задачу производить много чего-либо, то можно цели достичь, но лидером не стать – потому что продукция окажется ненужной. Белорусские цементные заводы могут этот тезис подтвердить.
Во-вторых, в современном мире конкуренция ведется не между отраслями, а между предприятиями самых разных сфер деятельности за технологии. Но государство не в состоянии определить, какие из них наиболее передовые и перспективные. А потому концентрация и перераспределение бюджетных ресурсов ничего не даст, писал В.Мау. Деньги должны оставаться бизнесу, который найдет способы их использовать быстрее и разумнее, чем чиновники. Государство должно обеспечивать здоровье, образование, транспортную связанность, а все остальное нужно оставлять предпринимателям. Но вряд ли такие идеи устроят белорусские власти.
Автор публикации: Леонид ФРИДКИН