«Покупайте белорусское!», – хором говорят нам чиновники, поясняя: покупать товары белорусских производителей – проявление патриотизма. Белорусы слушают, кивают, и голосуют рублем: покупают импортное или вообще едут за покупками в Белосток или Вильнюс. А среди экономистов все более популярна точка зрения: чтобы добиться начала реформ, следует как раз НЕ покупать белорусскую продукцию. Что об этом думают эксперты БДГ?
Экономика и патриотизм – понятия, которые не частно пересекаются в медиа-пространстве. Однако в Беларуси государственная пропаганда их увязывает друг с другом вполне сознательно. Причина – то, что в последние годы склады белорусских предприятий хронически забиты товарами, которые на мировом рынке совершенно не конкурентоспособны из-за не лучшего сочетания цена/качество. И теперь забитые склады нужно разгружать. Проще всего это сделать, стимулируя внутренний спрос – как ограничением иморта, так и пропагандой, прямо увязывающей покупку белорусских товаров с проявлением патриотизма.
На первый взгляд, все правильно: покупаешь белорусские товары – значит поддерживаешь национальные предприятия, национальную промышленность. Заводы с твоих денег выплатят зарплаты, заплатят налоги – и твои родители вовремя получат пенсию. Все красиво.
Но если копнуть глубже, то уравнение «покупка белорусского = патриотизм» оказывается совсем не таким однозначным. Ни для кого не секрет, что белорусская промышленность в 1995-95 годах оказалась законсервирована в самом начале реформ. В результате сегодня 80-85% промышленного производства обеспечивают предприятия государственной формы собственности. Со всеми их «прелестями» – высокой энергоемкостью и низкой производительностью труда, устаревшими моделями продукции, отсутствием грамотного маркетинга. А сохранившаяся плановая система вкупе с принципиальным отказом от приватизации еще и не способствуют привлечению инвестиций для модернизации либо перепрофилирования производств.
Однако вместо реформирования этих предприятий «на корню» власти предпочитают «полуживого забавлять», искусственно стимулируя спрос на выпускаемый ими неликвид. И так получается, что кто-то из патриотических соображений покупает телевизор «Горизонт» по цене южнокорейского аналога, а руководство предприятия потом с гордостью рапортует: «Покупатели предпочитают наше! Значит, делаем не хуже!». После чего в Совете министров приходят к выводу: «Не нужно ничего реформировать. И так покупают».
В результате за последние годы сформировалось два диаметрально противоположных понимания того, что есть такое «экономический патриотизм» в разрезе поведения рядового потребителя:
Вариант 1: Покупать по возможности продукцию белорусских предприятий. Чтобы поддерживать именно белорусского производителя, пусть даже экономически неэффективного – но своего.
Вариант 2. Принципиально не покупать продукцию белорусских предприятий. Чтобы не поддерживать неэффективные предприятия и тем самым подталкивать «белорусскую экономическую модель» к давно назревшим реформам.
Понятно, что в такой ситуации без экспертов не разобраться. Потому мы и попросили часто появляющихся на страницах БДГ экономистов, политиков и политологов сделать выбор между первым и вторым вариантами «экономического патриотизма». Но эксперты, как люди разумные, однозначное решение принимать отказались. Они на то и эксперты, чтобы видеть проблему еще более глубоко. Вот как они ответили на вопрос «Какой из представленных вариантов, на ваш взгляд, является действительно патриотичным?»:
Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба»:
- По-моему, это ложная дилемма. Покупать нужно то, что в большей мере удовлетворяет потребности, предпочтения и возможности. Это и есть естественный рыночный выбор, который определяет, какая продукция конкурентоспособна, а какая нет. Это посылает необходимый информационный сигнал производителям, чтобы адаптироваться к потребностям рынка. И те, кто этого не может сделать, должны уходить. Только таким образом можно избавиться от неконкурентоспособного производственного «трэша».
Владимир Артюгин, экономист:
- По поводу отечественной или иной продукции, то я сторонник качества и приемлемости по соотношению цена-качество. Например, продукты я покупаю в основном белорусские, но определенных производителей. Промтовары в основном импортные. В век глобализации не стоит стремиться делать все. Это невозможно по экономическим соображениям. Нужно научиться что-то делать лучше остальных, занять свою нишу и держать планку. Беларусь держит значительную долю мирового рынка карьерных самосвалов, тракторов. Здесь необходимо сохранить свои позиции. По региональным секторам – российский рынок продовольствия, комплектующих также нужно сохранить. Свою долю рынка нефтепродуктов и IT-сектора.
Сергей Марцелев, политолог:
- Продукция белорусских предприятий не обязательно худшая. Пищевые продукты часто выпускают на устаревшем оборудовании, но они соответствуют строгим советским нормам ГОСТ. Легкая промышленность находится в глубоком кризисе, ее надо действительно реформировать, зато в отличие от китайского ширпотреба не вызывает аллергических реакций у малышей. На этом мой потребительский патриотизм заканчивается. Белорусская бытовая электроника – это те же китайские конструкторы, собранные отверточным способом. Мой рецепт был бы такой: 1. приватизировать легпром и гиганты вроде «Горизонта», «Витязя». Мы не умеем этого делать. Только инвесторы должны выбираться открыто, путем общественной дискуссии, чтобы не повторялась ситуация с «Мотовело». 2. средства инвестировать в логистику и инфраструктуру (таможенные склады, дороги, аэродромы). Рад, что последнее время правительство идет по этому пути.
Антон Болточко, экономист:
- Это две крайности. Ни одна из них не является проявлением патриотизма. Скорее это жертвоприношение себя на алтаре проводимой экономической политики. Действительно патриотичным поведением можно назвать попытки показать властям абсурдность принимаемых сегодня решений, которые подталкивают журналистов задавать вопросы о патриотичности с точки зрения крайностей.
Сергей Гайдукевич, председатель Либерально-демократической партии, кандидат в президенты:
- Я не за то и не за другое. Я против этих двух крайностей. Необходимо в первую очередь укреплять экономику и ни в коем случае не создавать проблемы для иностранных товаров. Этого нельзя делать, потому что так ты сам свое развитие затормаживаешь. Пропадает конкуренция. Надо обязательно уделять внимание и давать преференции белорусским предприятиям, надо стараться делать такие продукты, которые пользуются заслуженным авторитетом. Как, например, наши молочные продукты. Было бы неплохо, чтобы это стимулировалось государством.
Если будет такой подход, то даже государственные предприятия будут стараться делать такую продукцию, которая будет конкурентоспособна на рынке. Но если судить как обычный человек, то для меня однозначный выбор – покупать белорусское. Я не могу по-другому сказать, потому что я тогда буду не белорус.