Какой будет налоговая практика в 2016 году? По заверениям президента – ничего меняться не будет. По мнению правительства – нужно ввести ряд новых налогов и сборов, а заодно отменить множество налоговых льгот. Каждая из этих позиций подкрепляется собственными весомыми аргументами.
Сейчас, вот именно в эти жаркие летние дни в правительстве активно верстается бюджет страны на 2016 год. Парламент должен будет его рассмотреть уже на осенней сессии, что выглядит особенно важным в свете президентских выборов.
Понятно, что при верстке госбюджета особое внимание уделяется его доходной части. А говоря конкретнее – налогам, акцизам и прочим сборам, как с населения, так и с субъектов хозяйствования. Именно они составляют львиную долю средств, формирующих «тушу» бюджета, которую затем предстоит разделить между огромным количеством «едоков».
У всех, кто наблюдает за бюджетно-правительственными коллизиями со стороны, возникает закономерный вопрос: будут или не будут в следующем году вводиться новые налоги с акцизами либо повышаться уже существующие? Здесь существуют два взаимоисключающих сценария.
По словам президента
Еще 29 апреля, озвучивая свое послание к белорусскому народу и Национальному собранию, Александр Лукашенко заявил: «В следующем году мы вводим мораторий на рост количества и ставок налогов. Одновременно уберем излишний контроль за экономикой, резко сократим дублирование проверок. Надо ликвидировать ситуацию, когда правоохранительные и контролирующие органы, "наблюдающие" за каждым шагом директора, фактически берут на себя управление предприятием, не неся ответственности за результаты его работы».
Намного позже, в конце июля, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко сообщил, что депутаты на осенней сессии, помимо прочего, рассмотрят вопрос введения моратория на изменение в 2016 году налогового законодательства. Это будет один из основных вопросов, входящих в пакет документов по бюджету на 2016 год. По словам Владимира Андрейченко, особое внимание депутаты обратят на упрощение налогового законодательства, эффективность налоговых льгот и их оптимизацию. «Практически ежегодно мы к этому вопросы подходим, но до конца он не решен», – признался спикер.
«Заявление президента о моратории на рост ставок налогов и их количества в 2016 году можно смело считать элементом предвыборной кампании. Соответственно, и относиться к этому заявлению нужно с долей скепсиса. Если в экономике Беларуси все будет хорошо, то обещание постараются выполнить. Ну а если что-то пойдет не так, то об обещании просто не вспомнят или все спишут на внешние обстоятельства, – считает экономист Владимир Артюгин. – Например, в декабре 2014 года корректировку курса белорусского рубля на 30% объяснили девальвацией в России, причем на последующее укрепление российского рубля постарались не обратить внимание».
Эксперт БДГ напоминает, что внешнеторговая конъюнктура в 2016 году для Беларуси улучшаться не планирует, а желание получить кредиты закрывает и эмиссионную возможность роста внутреннего рынка. «Поэтому уже сейчас можно говорить о неизбежной нехватке денег в бюджете. К тому же переоценка белорусского рубля создает дополнительные девальвационные ожидания, – говорит Артюгин. – Также непонятна судьба отсрочки по ввозному НДС: будет ли продление действия отсрочки на 2016 год, и когда такое решение будет принято? Так что апрельское заявление о моратории на налоги уйдет вместе с выборами. А после выборов все будет писаться с чистого листа».
В самом деле, президент всегда может объяснить отказ от своих обещаний не повышать налоги внешними факторами. «Ну посмотрите, что творится в мире, что творится у наших ближайших соседей!», – сколько раз мы слышали эту фразу за последние годы?
По замыслам правительства
Идея «больше налогов, хороших и разных» – это тот нечастый случай, когда правительство может себе позволить открыто действовать вразрез с заявлениями президента. Потому что президент – политик, но политическими заявлениями бюджет не наполнишь. Уже после апрельского заявления Лукашенко о грядущем в 2016-м налоговом моратории, различные чиновники озвучили целый ряд налоговых инициатив на следующий год. Вот самые заметные из них:
- Председатель Совета Республики Михаил Мясникович считает, что нужно взимать НДС с посылок, приходящих в Беларусь из-за рубежа. «Международные почтовые отправления лавинообразно растут, однако не дают "Белпочте" каких-то существенных доходов, – заявил он. – В прошлом году в Беларусь пришло 6,5 млн посылок, содержащих товарные вложения. И это все перерабатывается почтой. За пять месяцев этого года поступило уже почти 5 млн посылок. Перечисляя деньги по этим посылкам, например в Китай, покупатель не платит налог на добавленную стоимость. Если мы с вами идем в магазин, покупаем хлеб, молоко, то автоматом платим НДС. Но, покупая вещь за рубежом, НДС не выплачивается».
- Нацбанк изучает возможность взимания дополнительного сбора при покупке физлицами товаров из-за рубежа через интернет. В частности, коммерческим банкам предложено высказать мнения о возможности и целесообразности взимания допсбора на этапе оплаты товаров с использованием банковской платежной карточки в сети интернет. Также НБРБ попросил принять во внимание возможность разделения интернет-платежей по их видам, нынешние способы оплаты в глобальной сети, международную практику использования допсборов и ограничений при покупке товаров в Сети.
- Министерство по налогам и сборам (МНС) предлагает в 2016-м увеличить ставку налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) в отношении отдельных доходов, увеличить число плательщиков налога на недвижимость, изменить критерии для применения «упрощенки». В частности, налоговое ведомство предлагает увеличить до 16% (размер ставки подоходного налога) ставку налога при УСН в отношении внереализационных доходов в виде процентов за пользование денежными средствами, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств. Сюда же отнесут доходы по договору доверительного управления имуществом.
- Также МНС предлагает для индивидуальных предпринимателей снизить с 13,7 млрд руб. до 1 млрд руб. предельный размер валовой выручки, при котором плательщик обязан прекратить применение УСН и перейти на общеустановленный порядок налогообложения. Кроме того, предлагается установить для целей применения УСН без уплаты НДС критерий валовой выручки в размере 4,1 млрд руб. (вместо действующего 9,4 млрд руб.) и численности работников – 15 чел. (вместо 50 человек).
- Комитет госконтроля предлагает запретить применение УСН индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по управлению предприятием, аутсорсингу, консультационные, маркетинговые, бухгалтерские, проектные услуги и т.д., либо увеличить ставку налога при УСН для таких ИП до 13% без уплаты НДС и до 10% с уплатой НДС. А заодно – увеличить ставки налога при УСН для ИП, осуществляющих иные виды деятельности, до 7-9% без уплаты НДС и до 5-7% с уплатой НДС.
- Министерство финансов также считает целесообразным запретить применение УСН индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по управлению предприятием, аутсорсингу, консультационные, маркетинговые, бухгалтерские и проектные услуги.
- По его же инициативе в изменениях в Налоговый кодекс предусмотрена отмена льготы по налогу на недвижимость для объектов придорожного сервиса (сейчас она предоставляется на два года с даты ввода их в эксплуатацию). Также может быть отменена льгота по налогу на прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса (сейчас она предоставляется на пять лет с моменты ввода объекта в эксплуатацию).
- Главное управление бюджетной политики Минфина предлагает установить запрет на применение УСН для субъектов хозяйствования, осуществляющих интернет-торговлю и оказывающих услуги интернет-площадок.
Мини-интервью
На тему налогового моратория мы побеседовали с известным экономистом, зампредседателя ОГП Львом Марголиным.
- Лев Федорович, как вы сами относитесь к заявлениям президента о планах ввести на 2016 год «налоговый мораторий»?
- Мораторий – это, конечно, хорошо, это, конечно, правильно. Но не оставляет ощущение, что Лукашенко рассматривает программу реформ в экономике как меню, выбирая оттуда понравившееся блюдо. Это только в ресторане можно так, а реформы – это комплексный обед: либо бери целиком, либо гуляй мимо.
Кроме того, налоговая система у нас громоздка и архаична, но не она является основным препятствием для инвестиций. Существуют страны, где налоговая система еще сложнее, чем наша, но это не препятствует вливанию средств в экономику.
- Но в самом ли деле такой мораторий будет, или это пустые слова?
- Мораторий вполне может состояться, поскольку это не опасно. Но в стране, где самые важные решения оформляются декретами, это не более чем красивое слово.
- А правительство в нем заинтересовано?
- Я опять же вернусь к своему образу. Я не верю, что правительство предложило только это блюдо. Просто Лукашенко выбрал из всего комплексного обеда именно это блюдо. Это подтверждается недавней встречей президента с Кобяковым. Там прозвучала довольно странная, на первый взгляд, фраза о том, что не нужно ему что-то там подсовывать.
Вот: «Самое главное, если уж говорить о ваших концептуальных предложениях, я советским стилем скажу, как нас учили. И это правда: я не хочу создать такое буржуазно-демократическое общество, где будет пропасть между богатыми и обычным народом». Так что «комплексный обед» (комплекс реформ) все-таки был предложен. И, наверное, не один раз.