ПРОЕКТ
«Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике» финансируемый Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН в Беларуси
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Конкурса «зеленых» инициатив
в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси
Цель конкурса
1. Цель – создать эффективные механизмы партнерства и совместной деятельности неправительственных организаций (далее – НПО), местных администраций и бизнес-органифзаций по реализации экономически обоснованных проектов, построенных на идеях «зеленого» экономического роста, изложенные в Приложении 2.
2. Для реализации указанной цели проводится конкурс местных инициатив, направленных на «зеленый» экономический рост («зеленых» инициатив). В процессе подготовки заявок для участия в конкурсе местная инициатива оформляется в виде пакета документов установленной формы.
3. Общий объем финансирования, выделяемого на реализацию «зеленых» инициатив, составляет 1,683,891.47 евро.
4. Участниками конкурса могут быть:
a. Неправительственные организации (некоммерческие организации, которые работают независимо от правительства и имеют гуманитарные цели или цели развития[1], далее – НПО).
К участию в конкурсе допускаются только официально зарегистрированные НПО, являющиеся юридическими лицами и имеющие организационно-правовую форму:
· Потребительских кооперативов, потребительских союзов, потребительских обществ[2];
· Общественных и религиозных организаций (объединений)[3];
· Фондов[4];
· Учреждений[5];
· Объединений юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциаций и союзов)[6].
Союз НПО, и НПО, входящая в союз, считаются разными участниками конкурса и вправе подавать раздельные заявки на реализацию двух различных инициатив. НПО и местные отделения НПО, имеющие раздельные банковские счета, считаются разными участниками конкурса и вправе подавать раздельные заявки на реализацию различных инициатив.
b. Инициативные группы, объединенные договорами о сотрудничестве на период проведения Конкурса и исполнения инициатив и состоящие из:
i. НПО;
ii. Других лиц и организаций, являющихся резидентами Республики Беларусь, в том числе:
·Коммерческих организаций;
·Государственных организаций;
·Индивидуальных предпринимателей.
Для обоих случаев (a. и b.) заявка оформляется только
от имени одной НПО, выступающей основным организатором
реализации местной инициативы.
Местная инициатива
5. В процессе проведения конкурса осуществляется отбор местных инициатив, соответствующих цели конкурса. Местная инициатива – это основанный на идеях и нуждах местного сообщества, структурированный план решения конкретной проблемы на некоторой территории с комплексом мероприятий, перечнем расходов на их реализацию и соответствующий принципам «зеленой» экономики.
6. Проектом «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемым Европейским Союзом и реализуемым Программой развития ООН в Беларуси, предусматривается решение ряда задач, которые обязательно должны быть выполнены в рамках реализации местной инициативы, получающей финансирование. В задачи местной инициативы обязательно должны входить:
1) создание эффективных механизмов партнерства и совместной деятельности НПО, местных органов государственного управления и бизнес-организаций;
2) распространение принципов и идей «зеленой» экономики в контактных группах (среди партнеров, коллег и т.д.);
3) создание в перспективе новых рабочих мест;
4) получение экономического эффекта.
Указанные задачи должны вноситься в заявку на участие в конкурсе, а их исполнение должно отражаться в отчетности.
7. Местная инициатива, претендующая на получение финансирования, должна соответствовать по меньшей мере одному из указанных приоритетных направлений, а также принципам «зеленой» экономики:
1) обращение с отходами;
2) экологический туризм;
3) сохранение биоразнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов и земель;
4) расширение использования возобновляемых источников энергии и энергоэффективность;
5) устойчивое управление водными ресурсами и водно-болотными угодьями;
6) эко-инновации (переход к низкоуглеродной, ресурсоэффективной, безопасной и устойчивой экономике, ресурсоэффективности земель, углерода, воды и сырья);
7) эко-маркировка/эко-дизайн/энергоэффективность в промышленном производстве;
8) органическое сельское хозяйство;
9) экосистемные услуги и биосферные резерваты;
10) другие направления, предусматривающие экологически устойчивое использование природных ресурсов и соответствующие принципам «зеленой» экономики.
Подготовка и подача комплекта документов для участия в конкурсе
8. Заявки для участия в Конкурсе «зеленых» инициатив подготавливаются по форме и с учетом инструкций, указанных в Приложении 1.
9. Заявки на конкурс принимаются только от официально зарегистрированных неправительственных организаций (как в случае реализации местной инициативы одной НПО – пункт 4. a., так и в случае реализации местной инициативы силами инициативной группы – пункт 4. b.).
10. Одна НПО может подать неограниченное количество заявок, но профинансировано может быть не более одной местной инициативы, поданной, либо осуществляемой в партнерстве с данной НПО.
11. Максимальная сумма финансирования, запрашиваемая у проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, на одну местную инициативу составляет 110 000 евро (столбец 4 блока 4 приложения 1). Минимальный размер софинансирования из различных источников для местной инициативы должен составлять не менее 10% от запрашиваемой суммы финансирования (в эквиваленте). Планируется, что в рамках проекта будет предоставлено финансирование на реализацию 16 инициатив.
12. Заявки подаются в бумажном либо электронном виде. В бумажном виде документы направляются в адрес проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси (адрес: 1й пер. Менделеева, 50/4, оф. 402, Минск, 220037, Республика Беларусь). Отсканированные документы в электронном виде направляются на email: GreenEco.by@undp.org. Направляемые документы содержат официальное письмо, препровождающее следующий комплект документов:
· заполненную, подписанную руководителем НПО и скрепленную печатью НПО заявку по форме Приложения 1;
· копию устава/положения заявителя (других учредительных документов);
· копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для организации-заявителя (в обязательном порядке) и партнеров (если применимо);
· копию извещения о присвоении учетного номера плательщика (для организации-заявителя);
· справку за подписью руководителя организации-заявителя, подтверждающую, что организация не находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, не имеет задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты;
· документ, подтверждающий готовность предоставления софинансирования (как в денежной форме, так и в форме неденежного вклада помещениями/работами/услугами и т.д. в реализацию инициативы) для реализации местной инициативы с указанием источника/-ов (примеры документов: решение юридического лица, решение Совета депутатов, протоколы, письма поддержки, гарантийные письма партнеров и т.п.);
· если в рамках инициативы планируется проводить работы, требующие предварительного длительного согласования с соответствующими государственными разрешительными органами, необходимо предоставить соответствующие документы в подтверждение наличия таких согласований.
13. Организация-заявитель может по своей инициативе дополнительно представить другие документы (заключения, отзывы, письма, справки, характеристики, др.), свидетельствующие об общественной важности и полезности местной инициативы, представляемой на конкурс. Данные документы также будут приняты во внимание конкурсной комиссией.
14. Датой подачи комплекта документов считается:
- в случае направления комплекта документов по почте на адрес 1й пер. Менделеева, 50/4, оф. 402, Минск, 220037, Республика Беларусь – дата по почтовому штемпелю даты отправления;
- в случае направления комплекта документов нарочным 1й пер. Менделеева, 50/4, оф. 402, Минск, 220037, Республика Беларусь – дата на регистрационном штампе секретаря в канцелярии Представительства Программы развития ООН в Беларуси;
- в случае направления комплекта документов по электронной почте GreenEco.by@undp.org – дата получения письма почтовым сервером.
15. Подача заявок осуществляется в период с 1 июля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (до 18:00) Заявки, поступившие до или после указанного срока, к рассмотрению конкурсной комиссией не принимаются. Все заявки и документы, поданные на Конкурс, возврату заявителю не подлежат.
16. В рамках реализации местной инициативы должен быть предусмотрен обучающий компонент и информационный компонент (как минимум одно обучающее и одно информационное мероприятие, предполагающее популяризацию идей и принципов «зеленой» экономики).
17. Максимальный размер средств, направляемых на администрирование реализации местной инициативы не должен превышать 20% в объеме запрашиваемых ресурсов из бюджета проекта.
18. Срок реализации местной инициативы не должен превышать 18 месяцев.
19. В период проведения конкурса будут проводиться обучающие семинары по подготовке заявок на участие в проекте. Обучающие семинары будут проводиться сотрудниками проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси во всех областных центрах Республики Беларусь. Для участия в обучающем семинаре НПО должны направить заявку по электронной почте Piotr.Sachek@undp.org либо по телефонам +375 17 245 20 25, +35 29 509 24 93 в срок до 15 июля 2015 г. Заявка излагается в свободной форме.
20.По всем вопросам проведения Конкурса обращаться к Тематическому координатору проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, Петру Сачеку по телефонам +375 17 245 20 25, +375 29 509 24 93 или по электронной почте Piotr.Sachek@undp.org.
21. Не удовлетворяют требованиям настоящего положения:
1) заявки, имеющие менее 10% софинансирования;
2) заявки, не предусматривающие наличие информационного и образовательного компонента;
3) заявки, предполагающие оплату следующих расходов за счет средств проекта:
· приобретение недвижимого имущества;
· приобретение предметов роскоши (алкогольные напитки, ювелирные изделия, марки, монеты, меха и др.);
· компенсация потерь за счет обменных курсов;
· выдача финансовых средств международной технической помощи в качестве кредитов третьим сторонам (авансирование средств при оплате товаров и услуг не подпадает под понятие кредита);
· оплата налогов, сборов и таможенных пошлин, от которых организация-заявитель может быть освобождена в рамках проектов международной технической помощи (оплата взносов ФСЗН, Белгосстрах и отчисления в пенсионный фонд могут быть включены в бюджет местной инициативы и оплачены из средств международной технической помощи).
4) заявки, не соответствующие требованиям пунктов 4-19 настоящего Положения (наличие требуемого пакета документов, статус организации-заявителя, отсутствие справок, подтверждающих софинансирование, наличие в заявке запрещенных закупок и мероприятий, несоответствие местной инициативы принципам «зеленой» экономики и т.д.)[7].
22.Сотрудники проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого программой развития ООН в Беларуси, оставляют за собой право, в случае необходимости, запросить дополнительную информацию и документы, касающиеся местной инициативы, до момента передачи заявок на рассмотрение конкурсной комиссии.
Конкурсный отбор
23. В период подготовки к сбору заявок и сбора заявок формируется Конкурсная комиссия, состоящая из уполномоченных представителей Программы развития ООН в Республике Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Представительства Европейского Союза в Республике Беларусь, представителей гражданского общества, частного сектора, профильных государственных и иных организаций.
24. По окончанию сбора заявок сотрудники проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН, передают конкурсной комиссии для рассмотрения заявки, удовлетворяющие требованиям настоящего положения и допущенные к участию в конкурсе.
25. Члены Конкурсной комиссии рассматривают и оценивают заявки в двухмесячный срок с даты окончания конкурса.
26. Заявки оцениваются Конкурсной комиссией в соответствии с основными критериями оценки, указанными ниже:
Критерий оценки
Максимальный балл (50)
1. Приоритетность тематики конкретной инициативы (соответствие главной идеи местной инициативы направлениям, указанным в пункте 7 настоящего Положения)-5
2. Целесообразность и обоснованность мероприятий, запланированных в рамках местной инициативы (актуальность проблемы, наличие логической связи между проблемой и задачами, указанными в пункте 6 настоящего Положения; продуманность и последовательность действий по реализации инициативы, а также соответствие запланированных мероприятий основной идее; пропорции софинансирования, выделенного на реализацию инициативы)-5
3. Эффективность предлагаемых мер и соответствующих затрат для достижения поставленных целей (насколько предлагаемые мероприятия гарантируют достижение запланированных результатов; измеримость результатов; насколько предложенные действия реалистичны с точки зрения объективных временных и финансовых ограничений)- 5 х 2
4. Устойчивость результатов (наличие долгосрочного эффекта от реализации местной инициативы, а также насколько реалистично продолжение деятельности инициативы, когда финансирование закончится; предусмотрен ли план по обеспечению устойчивости результатов инициативы)- 5 х 2
5. Инновационность мероприятий и/или подходов в рамках местной инициативы (техническое решение, находящееся на стыке нескольких отраслей; уникальность местной инициативы (отсутствие аналогов); использование для реализации местной инициативы новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов; привлечение к реализации инициативы узких специалистов) - 5 х 2
6. Взаимодействие заявителя с другими организациями, включая органы управления и самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, и населением в реализации местной инициативы (количество партнерских организаций, которые примут участие в реализации инициативы и степень их участия, вовлеченность в реализацию инициативы женщин, детей и людей с ограниченными возможностями)- 5
7. Потенциальный вклад конкретной инициативы в развитие приоритетных направлений в регионах (наибольший балл получает инициатива, реализуемая в сельской местности силами местной НПО; наименьший балл – местная инициатива, регионом реализации которой является г.Минск, и реализация которой осуществляется НПО, зарегистрированной в г.Минске) - 5
27. Заявки будут оцениваться членами Конкурсной комиссии по 5-балльной шкале, где 5 - высший балл, 1 - низший балл. При оценке критериев № 3, 4, 5 баллы будут умножаться на 2 в силу их значимости.
28. По завершении процесса оценки будет составлена таблица, в которой все заявки будут ранжированы в соответствии с полученными баллами и в рамках бюджета Конкурса, указанного в п. 3 настоящего Положения.
Объявление результатов конкурса
29. Заявки, победившие в конкурсе, утверждаются Комитетом по управлению проектом «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемым Европейским союзом и реализуемым Программой развития ООН в Беларуси (далее – Комитетом по управлению проектом).
30. Победители Конкурса информируются о результатах в течение 2 (двух) рабочих дней после утверждения Заявок Комитетом по управлению проектом посредством отправки официального письма по факсу/почте, а также посредством отправки сообщения по электронной почте с требованием о подтверждении получения сообщения.
Заключение соглашения с Программой развития ООН в Беларуси на реализацию местной инициативы
31. В двухмесячный срок после утверждения заявок Комитетом по управлению проектом проводится оценка потенциала организации-победителя Конкурса (возможность реализовать мероприятия, указанные в заявке, а также управлять вверенными финансовыми средствами). В этот период организации-победителю конкурса рекомендуется оказывать Программе развития ООН в Беларуси максимальное содействие в получении требуемой информации. Результаты оценки и соответствующее заключение будут представлены Представительству Европейского союза и Министерствуприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в течение первого месяца после подведения итогов Конкурса. В случае неудовлетворительной оценки Программа развития ООН инициирует перед Комитетом по управлению проектом вопрос об исключении инициативы из плана реализации проекта и перераспределении ресурсов.
32. Отобранные заявители выступают в качестве партнеров по проекту «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, и обеспечивают управление предоставляемыми на эти цели ресурсами.
33. В течение месяца с даты согласования Комитета по управлению проектом планов реализации местных инициатив, победивших в конкурсе, Программой развития ООН в Беларуси заключаются соглашения по реализации проекта с НПО, выступающими исполнителями местных инициатив (далее – соглашение). Соглашения по реализации проекта содержат положения относительно обязанностей сторон, мероприятий местной инициативы, ее результатов, критериев для выделения денежных средств, срокам действия мероприятий местной инициативы, порядка предоставления отчетности, и др. положения.
34. В соответствии с заключенными соглашениями будет осуществляться целевое финансирование НПО для выполнения местных инициатив. При заключении соглашения данные организации назначат лиц, ответственных за реализацию инициативы – руководителя инициативы, лица, ответственного за предоставление финансовых отчетов, и иных необходимых лиц.
35. Местная инициатива реализуется поэтапно. Для этого сумма финансирования, выделяемая в рамках проекта, перечисляется исполнителю местной инициативы частями – траншами. Количество и размер траншей указываются в соглашении. При освоении как минимум 70% средств предыдущего транша грантополучатель предоставляет промежуточную отчетность о реализации этапа и одновременно подает запрос на предоставление транша для реализации следующего этапа[8]. Промежуточная отчетность включает текстовую и финансовую часть. Решение о выделении очередного транша принимается после утверждения промежуточной отчетности Представительством Программы развития ООН (см. пункт 43).
36. Обучающий семинар по процедурным вопросам реализации местных инициатив и выполнения соглашений с Программой развития ООН в Беларуси будет проведен для руководителей и главных бухгалтеров организаций, входящих в инициативную группу, а также руководителей НПО, выступающих исполнителями местной инициативы одновременно с подписанием ими соглашений.
37. Финансовые средства на реализацию победивших в Конкурсе местных инициатив предоставляются из бюджета проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, в виде международной технической помощи. НПО, выступающая исполнителем местной инициативы, должна обеспечить вклад из собственного бюджета и/или сторонних организаций в виде софинансирования в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы финансирования (в эквиваленте) в денежной или в неденежной форме (например, предоставление помещения для проведения мероприятия, оборудования, транспортные услуги и др.).
38. Перечисление средств осуществляется Программой развития ООН в Беларуси на отдельный расчетный счет победителя Конкурса в белорусских рублях по курсу Программы развития ООН в Беларуси на день осуществления перевода финансовых средств. Победитель Конкурса не должен использовать данный расчетный счет для других целей, кроме получения финансирования для реализации местной инициативы и осуществления платежей в рамках местной инициативы.
Мониторинг реализации местной инициативы
39. Мониторинг выполнения местных инициатив будет обеспечиваться персоналом НПО с привлечением уполномоченных сотрудников Программы развития ООН в Беларуси, Представительства Европейского союза и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Периодичность, объем и иные требования к промежуточной (финансовой и иной) отчетности устанавливаются Программой развития ООН и НПО, выступающей исполнителем местной инициативы в рамках подписания соглашений на реализацию местной инициативы.
40. Персонал проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, уполномоченные сотрудники Программы развития ООН, Представительства Европейского союза и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь имеют право:
· запрашивать оперативную информацию о реализации местной инициативы в любой момент, и организация-исполнитель должна предоставить интересующую информацию в оговоренные сроки;
·посещать место реализации местной инициативы для выяснения ситуации на месте, и организация-исполнитель должна обеспечить присутствие сопровождающих лиц, обеспечивающих осмотр объекта.
41. По результатам выполнения каждого этапа в сроки, оговоренные в соглашении, НПО, выступающая исполнителем местной инициативы, предоставляет в ПРООН промежуточный отчет, включающий текстовую и финансовую часть. Промежуточный отчет должен отражать информацию о затратах и результатах, относящихся к рассматриваемому этапу реализации местной инициативы.
42. Промежуточные отчеты утверждаются руководителем НПО, выступающей исполнителем местной инициативы (на титульном листе ставится подпись и печать) и направляются в адрес Представительства Программы развития ООН в Беларуси (указан в п. 13) с сопроводительным письмом (как в бумажном варианте, так и по электронной почте). Представительство Программы развития ООН рассматривает промежуточную отчетность и утверждает ее.
43. После завершения реализации местной инициативы НПО, выступающая исполнителем местной инициативы, предоставляет в ПРООН итоговый отчет, включающий текстовую и финансовую часть.
44. Итоговые отчеты утверждаются руководителем НПО, выступающей исполнителем местной инициативы (на титульном листе ставится подпись и печать) и направляются в адрес Представительства Программы развития ООН в Беларуси (указан в п. 13) с сопроводительным письмом (как в бумажном варианте, так и по электронной почте). После проверки персоналом проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси, направляются для принятия Комитету по управлению проектом.
Закрытие реализации местной инициативы
45. Реализация местной инициативы признается завершенной, когда Комитетом по управлению проектом принят итоговый отчет о реализации местной инициативы.
46. По завершении реализации каждой местной инициативы будет организовано широкое освещение ее результатов в средствах массовой информации с обязательным визуальным и текстовым признанием вклада Европейского Союза и Программы развития ООН. Помимо этого, к завершению реализации местных инициатив будут приурочены PR-акции. План их проведения является предметом обсуждения и согласования НПО, выступающей исполнителем местной инициативы и персонала проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси.
[1] Определение UNDP, Office of Financial Resources Management/BOM, https://intranet.undp.org/global/popp/frm/Pages/non-governmental-organizations-ngo-implementation-execution.aspx
[2] Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 116; Закон Республики Беларусь 25 февраля 2002 г. № 93З О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь
[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 117
[4] Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 118
[5] Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 120
[6] Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст. 121
[7] Более подробная информация об условиях работы в рамках проектов международной технической помощи содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. №460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь», а также Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2003 г. №1522 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. N 460"
[8] European Union Contribution Agreement with an International Organization ENPI/2014/334-951, p. 16, pt. 15.1, option 2.
Информация о форме заявки, сроках подачи заявки, буклет с информацией по конкурсу и др. можно найти на сайте http://greenlogic.by/structure_p_5.html)
Опрос по "зеленой" экономике
Информация о форме заявки, сроках подачи заявки, буклет с информацией по конкурсу и др. можно найти на сайте http://greenlogic.by/structure_p_5.html)
Опрос по "зеленой" экономике